Люди, которые едут путешествовать, обычно заказывают гостиницу заранее и в зависимости от того, какими средствами располагают, могут выбрать себе дешевую или дорогую. Стоимость и условия проживания определяются типом гостиницы, который обозначается количеством звездочек после ее названия.
Дешевая гостиница обозначена одной-двумя звездочками. Она предполагает минимальные удобства и обычно рассчитана на то, чтобы провести в ней одну или максимум две ночи. Такие гостиницы обычно выбирают транзитные путешественники и туристы, которые чаще всего путешествуют на автобусах или автостопом. Комнаты в двух-звездочных гостиницах, как правило, рассчитаны на двух человек. В них есть и туалет, и душ (в крайнем случае умывальник), телевизор, телефон. В общем, все, что необходимо для кратковременного отдыха.
Трехзвездочные отели уже более удобные. Здесь тоже преобладают двухместные номера, но больше мебели и молено расположиться с удобствами: разложить вещи в шкафу, выпить прохладительные напитки (за дополнительную плату) из мини-бара. Каждый постоялец получает не только мыло и гель для душа, но и нитки, спички, а иногда даже купальные шапочки (если попадает на термальные воды или в гостиницу с бассейном). В некоторых гостиницах полотенца меняются ежедневно, в других через день.
Начиная с трехзвездочных отелей улучшается качество утреннего завтрака. Обычно это шведский стол, который включается в стоимость путевки. Шведский стол предполагает самообслуживание, но в меню обязательно есть йогурт, масло, ветчина, сыр, кофе или чай, мармелад, какие-то фрукты, овощной салат. В зависимости от национальной кухни могут предложить что-нибудь из горячего — например, шпикачки, сардельку или яйцо. В частных отелях, где предусмотрена собственная мини-пекарня, предлагают свежевыпеченные изделия.
Четырех-звездочные отели отличаются большим комфортом. Путешественники размещаются в отдельных номерах с ванной. Им предлагают более разнообразное меню и даже блюдо с фруктами в номере в качестве подарка от администрации. Здесь есть бассейны, сауны с джакузи, тренировочные залы, причем купальные принадлежности захватывать с собой не стоит: они приготовлены в номере. Обычно знак «АН included) (все включено) означает, что за услуги не нужно платить дополнительно.
Пятизвездочные отели предполагают наличие максимальных удобств для постояльцев. Ванная комната может ошеломить непривычного к роскоши путешественника: она отделывается необычайно вычурно, например, черной плиткой с золотым кантом. В ней располагаются подставки для предметов личной гигиены, специальные вазы для ароматов, изящные мыльницы. Огромные зеркала позволяют увидеть себя во весь рост. Если в четырех-звездочном отеле иногда в ванной комнате размещается телефон, то здесь для вызова персонала используется специальный шнурок. В номере есть даже гладильная доска. Правда, утюг можно получить только за дополнительную плату.
В каждой стране существуют свои традиции гостиничного бизнеса. В Италии нередко четырех-звездочная гостиница напоминает трехзвездочную. Но в Сицилии в номер могут подать бутылку минеральной воды или молодого вина и не включить их в счет.