avatar

Чем душегрейка отличается от телогрейки?

Опубликовал в блог Интересное
0
Чем душегрея/душегрейка отличается от телогреи/телогрейки?
Основу традиционного русского женского костюма составлял сарафан. Дополняла его душегрея — короткая распашная кофта, сшитая из нескольких слоев материи, которую носили большую часть года. Для зимней поры года душегрея подбивалась ватой.
Душегрея получила распространение на Руси уже в XIV-XV веках. Ее носили вплоть до начала XX века. В городах душегреей называли короткую утепленную одежду, которую женщина носила поверх сарафана или рубахи.
Аналогичная одежда известна у многих народов. Так, во Франции в начале XV века появились дульеты, правда, «пик» моды на них пришелся на середину XVEH века.
По сути они ничем не отличались от русской душегреи, покрой которой отличался большим разнообразием. Она шилась как с рукавами, так и без них. Облегченный вариант душегреи шили на тонких бретелях.
Праздничная душегрея была украшена вышивкой, золотым позументом, жемчугом и полудрагоценными камнями. Богатство отделки зависело от достатка обладательницы наряда.
А.Пушкин в повести «Капитанская дочка» замечает, что при встрече с Машей Мироновой Екатерина II была одета в богато расшитую душегрею.
Чем душегрея/душегрейка отличается от телогреи/телогрейки?
С середины XIX века покрой душегреи меняется: она удлиняется и начинает доходить до середины бедер или колен. Теперь ее называют телогреей. Особой популярностью она пользуется, что и не удивительно, у жительниц Русского Севера.
Телогрею шили из прямоугольного куска ткани (парчи или бархата). Особое искусство требовалось при устройстве верхней части, которая непременно должна была быть забрана в мелкие складки, тем самым достигался эффект пышности низа телогреи.
Однако данный вид одежды существовал и самостоятельно, параллельно с душегреей, и известен с середины XVII века. В то время телогреей обозначали как женскую, так и мужскую одежду. Обычно мужчины надевали телогрею при выходах, не носивших официального характера. Так, иностранные путешественники, бывавшие в русских приказах, отмечали, что их принимали бояре в телогреях.
В первой трети XIX века эта одежда начинает уходить из городского быта, уступая место капоту (длинному теплому халату) и салону (широкой и длинной накидке с отверстиями для рук или небольшими рукавами, доходившими до локтя). В «Пиковой даме» Пушкин замечает, что Елизавета Ивановна перед выходом на улицу надевала теплый салоп.
К середине XIX века и салоп, и душегрея, и телогрея уступают место более удобным и практичным пальто.
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.